Спасая Спасскую
От Саввы Мамонтова до наших дней: четыре истории дома № 6 на Садово-Спасской


Студенты-журналисты 1 курса Московского Политехнического университета воссоздали историю здания, в котором сегодня находится факультет издательского дела и журналистики. Свой мультимедийный лонгрид они подготовили в рамках учебных занятий по «Основам коммуникации».
Если наша страна делится на одиннадцать часовых поясов, то Москва делится на три кольца: Третье транспортное, Бульварное и Садовое кольцо.
На Садовом кольце находится Садово-Спасская улица, а на ней — небольшое бледно-желтое здание с номером 6 и надписью, расположенной на фронтоне, «Полиграфический институт».
Сегодня здесь находится факультет издательского дела и журналистики Московского полиграфического университета. Немногие из прохожих, спешащих мимо, знают историю этого внешне невзрачного здания.

Дом, о котором пойдет речь, стоит на этом месте с 1816 года. Построен он был надворной советницей Прасковьей Есауловой. Почти через полвека его владельцем стал Иван Мамонтов.

Первая жизнь дома на Садово-Спасской: Мамонтов, Шаляпин, Врубель
В 1867 году Иван Мамонтов, русский предприниматель, купец I гильдии, коммерции советник, потомственный почетный гражданин, передал свой дом во владения своему сыну Савве, впоследствии крупнейшему предпринимателю, строителю железных дорог, владельцу заводов и одному из наиболее колоритных представителей московского просвещенного купечества.

Через несколько здесь заиграет музыка, она принесет дому на Садово-Спасской настоящую известность.
Слышите? Это Федор Шаляпин поет.
Савва Мамонтов
- Трудно охватить и оценить его многогранный талант, сложную природу, красивую жизнь, многостороннюю деятельность… Он был прекрасным образцом чисто русской творческой натуры. ( Слова - К. Станиславского про Савву Мамонтова)

Именно тогда дом № 6 на Садово-Спасской стал одним из центров художественной жизни Москвы. И в этом нетрудно убедиться. Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу.

Каждый вечер четверга у Саввы собирались его друзья - художники, певцы и актеры. Это был своего рода домашний клуб, предшественник московского художественного кружка.
Савва Иванович Мамонтов умел видеть талант в других. Он одним из первых оценил Михаила Врубеля, приютил его, предоставил ему все условия для творчества.

Кажется, что в просторной комнате (ныне университетской аудитории № 208) и сегодня можно почувствовать запах краски и представить себе самого Врубеля за работой над «Демоном».
Мастерская Михаила Врубеля стала частью дома. В 1890-1892 года художник постоянно проживал здесь, а сама усадьба Мамонтова расширялась за счет новых построек. Одна из них — флигель, названный в честь Врубеля. Его построили по эскизам самого художника. Врубелевский флигель сохранился и сегодня стоит на том же месте.
«Савва был вездесущ и, казалось, двужилен: от художников — к музыкантам, от музыкантов — к актерам — день ли это, ночь ли. И так — изо дня в день», — писал биограф Мамонтова, Владислав Бахревский.
Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. При его активной поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с исполнительским мастерством Фёдора Шаляпина.

В книге «Маска и душа» сам Шаляпин писал:
«Состоялся ли я, если бы не Савва Иванович? Вряд ли...»
Федор Иванович Шаляпин — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера. Занимался в разное время живописью, графикой, скульптурой и снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.
Мамонтов сыграл в жизни Шаляпина важную роль. Именно благодаря Мамонтову Шаляпин «поднялся». В Мамонтовской новой опере неопытный и не слишком образованный Шаляпин приобрел профессионализм и стал знаменитым.
В аудитории, где сегодня проходят лекции, когда-то звучал голос Федора Шаляпина.
Федор Шаляпин и Иола Торнаги
Из воспоминаний Иолы Торнаги

Мамонтов, сидевший рядом со мной, шепнул мне:
— Посмотрите на этого мальчика — он сам не знает, кто он!

А я уже не могла оторвать взора от Шаляпина. Сцена шла своим чередом. Вот встреча с Онегиным и, наконец, знаменитая ария „Любви все возрасты покорны…"

Я внимательно слушала Шаляпина. И вдруг среди арии мне показалось, что он произнес мою фамилию — Торнаги. Я решила, что это какое-то русское слово, похожее на мою фамилию, но все сидевшие в зале засмеялись и стали смотреть в мою сторону.

Савва Иванович нагнулся ко мне и прошептал по-итальянски:
— Ну, поздравляю вас, Полочка! Ведь Феденька объяснился вам в любви…

Лишь много времени спустя я смогла понять все озорство „Феденьки", который спел следующие слова»:

Онегин, я клянусь на шпаге,
Безумно я люблю Торнаги…


Можно сказать, что именно благодаря Мамонтову Шаляпин нашел и дом, и любовь.
В 1866 году дом №6 на Садово-Спасской был продан за долги. Пик предпринимательской деятельности Саввы Мамонтова пришёлся на последнее десятилетие XIX века. Окрыленный удачами, Мамонтов арендовал механический завод в Петербурге и купил металлургический завод около Иркутска. В их обслуживание он стал вкладывать капитал Общества Московско-Ярославской железной дороги, что было запрещено законом.
Финансовые проверки обнаружили нарушения, и, в конце концов, Савва Иванович Мамонтов, не сумевший расплатиться с кредиторами, был арестован и заключён в Таганскую тюрьму. Летом 1900 года суд, на котором Мамонтова защищал адвокат Федор Плевако, оправдал предпринимателя, однако тот был фактически разорён.
Распродажа предметов искусства, пылившихся в опечатанном доме Мамонтова, продлилась около года. Часть ушла в Третьяковку, судьба остальных неизвестна. Все, что осталось от дома Мамонтова — это две большие комнаты, ныне это 109 аудитория, где находилась столовая Саввы Мамонтова и 208 аудитория на втором этаже, где когда-то пел Шаляпин. Эту аудиторию студенты и преподаватели называют «шаляпинский зал».
Вторая жизнь дома на Садово-Спасской:
Петр Страхов
Именно этот дом — усадьбу Мамонтова — в 1900 году приобрел Петр Страхов. Есть информация о том, что в 1912 году он подал в Московскую городскую управу прошение о «сломке трехэтажного здания и возведении новых построек». И то, каким мы видим здание сегодня, его рук дело. У дома на Садово-Спасской улице № 6 по-прежнему желтый фасад, небольшой двор с маленькими постройками внутри. Исчез только палисадник, «огражденный железной решеткой, весь зелёный от разросшегося жасмина, развесистых лип и каштанов».



Петр Страхов
Вместо опер и музыкальных постановок в знаменитом доме стали раздаваться детские голоса. В 1912 году здание, перестроенное по проекту А.Н. Зелингсона, стало мужской гимназией, а Петр Страхов — её директором.
Цитата Несмеянова о Петр Страхове:

«Директор не вел один предмет, а лишь заменял в те дни, когда другой преподаватель не мог провести урок из-за скверного самочувствия. И каждый раз, вместо заявленного предмета, который шел по расписанию и должен быть заменен, Петр Николаевич давал урок латыни. Часто это перерастало в чтение его записок и одновременно в курс римской истории. Мы переносились в эпоху, скажем, Юлия Цезаря, с языком того времени, обычаями, событиями».

Гимназия Страховых считалась одной из самых престижных в Москве. Дворянские дети, которые здесь обучались, получали лучшее образование.
Здесь учился известный химик-органик, организатор советской науки, президент Академии наук СССР 1951-1961 гг. — Несмеянов А.Н.
Четырьмя годами позднее Несмеянова, начал свое обучение в гимназии выдающийся авиаконструктор, генерал-полковник авиации Александр Сергеевич Яковлев


Как говорил Яковлев: «Мне часто приходится теперь, полвека спустя, проезжать по Садовой-Спасской улице, мимо бывшей гимназии. И каждый раз я с нежностью и любовью смотрю на окна, за которыми были проведены детские и юношеские годы».
В бытность гимназии кабинет Мамонтова (ныне — аудитория № 109) был переоборудован в спортивный зал. Раздевалка располагалась там, где сейчас находится кафедра истории литературы. А на месте современного гардероба в гимназии была столовая.
«У нас была столовая с горячими завтраками. Всем выдавалось только одно блюдо (чаще всего зразы с кашей); за питание деньги уплачивались заранее, один раз в месяц. К часу завтрака на столах все уже было расставлено. Учителя завтракали вместе с нами, поэтому баловство исключалось. Для тех, кто не желал или не мог брать горячий завтрак, выделялось несколько столов, где можно было бесплатно выпить кружку чая и съесть принесенный с собой бутерброд или булку».

Яковлев Александр Сергеевич
Гимназию расформировали, и бутерброды и булочки кончились. Гимназия превратилась в среднюю школу № 50 Сокольнического района. В дворовых корпусах проживали учителя гимназии.

Около 1935 года рядом с гимназией построили новое здание школы, которое находится на этом месте до сих пор.

Третья жизнь дома на Садово-Спасской: полиграфический институт
Прошло 10 лет, прежде чем дом на Садово-Спасской распахнул свои двери для студентов полиграфического института. В его становлении важную роль сыграл Константин Былинский, в дальнейшем декан и заведующий кафедрой редактирования. В годы войны он редактировал сводки Совинформбюро для всемирно известного советского диктора Левитана. А сам институт был эвакуирован в Шадринск, расположенный в Зауралье.
Уже в 1945 году полиграф возвратился в Москву на Садово-Спасскую № 6. Дом открыл новую страницу истории.
7 июня 1952 года И. В. Сталин подписывает распоряжение о создании факультета журналистики в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Как известно, этот день и стал официальным днем рождения факультета журналистики Московского университета. Он был создан путем соединения нескольких факультетов, в том числе и редакционно-издательского факультета полиграфического института. Идея передать гуманитариев в МГУ принадлежала Всеволоду Попову, ректору Московского полиграфического института, он хотел, чтобы полиграф стал чисто техническим вузом.

На некоторое время наступила тишина. Гуманитариев перевели в МГУ, и творческая жизнь ушла из стен института: перестали проводиться выставки и художественные чтения.

Активная жизнь возвратилась на Садово-Спасскую улицу лишь в 1960 году, когда Московский полиграфический институт объединился с организованным в 1935 году заочным полиграфическим институтом.

Этот год стал знаменательным в истории института — здесь открылась кафедра русского языка и стилистики, заведующей которой стала
Нина Сергеевна Валгина.

Борис Владимирович Ленский вспоминает: «Нина Сергеевна Валгина - это прирожденный филолог. Нина Сергеевна – это, прежде всего, филолог настоящий, у которой ее основным направлением деятельности является текст, наука текстология».

Нина Сергеевна, по воспоминаниям коллег, была человеком, который знал студентов и умел воспитать их с ощущением того, что они — творцы современного текста на современном русском языке. И до сих пор студенты учатся по ее учебникам.

Валгина Нина Сергеевна
Алиса Александровна Беловицкая в 1966 году закончила полиграф и осталась в институте. В 1978 году она возглавила кафедру книговедения и пропаганды книги. А затем занимала должность декана с 1983 по 1990 годы.
Борис Владимирович Ленский сказал о ней: «Она была здесь и деканом. Она был здесь и заведующей кафедрой. Она была здесь и председателем диссертационного совета. Все должности, которые здесь есть, она прошла. Она единственный человек, который написал внятный учебник по книговедению, который называется общая книговедение. Он вышел двумя изданиями. Алиса Беловицкая была здесь всем».
Но наша история еще не закончена. Еще одной легендой Полиграфа был и остается Борис Владимирович Ленский, в прошлом заведующий кафедрой издательского дела и книговедения.
Педагогическая деятельность Бориса Ленского началась с 1978 года в Московском полиграфическом институте, сначала почасовиком, а после —штатным преподавателем кафедры книговедения и редактирования (ныне — кафедра издательского дела и редактирования).

Б. В. Ленский — «легенда книжной индустрии», большой ученый, фанат книжного дела, человек, который своим юмором, легкой иронией и доброжелательностью наполняет жизнь сегодняшнего дома на «Садово-Спасской.

Борис Ленский — пример оптимизма для всех. Жизнь его шла странным путем: инженер-механик, защитивший диссертацию по филологии, специалист по внешней торговле, четыре десятка лет посвятивший книгам, можете себе представить?


Как говорит сам Ленский — это случайность. Но обстоятельства сложились так, что он стал кандидатом филологических наук.

Несмотря на свой внушительный возраст, Борис Владимирович «на ногах и в аудиториях».


Там, где когда-то собирался полный зал людей, чтобы насладиться оперой, сегодняшние студенты слушают лекции Михаила Федоровича Ненашева — заведующего кафедрой журналистики и массовых коммуникаций.
Как сказал Михаил Федорович в одном из своих интервью, он соединил два самых любимых занятия своей жизни: журналистику и преподавание. Соединил — и создал когда-то в Московском государственном университете печати кафедру журналистики, которой заведует до сих пор.

– Мне это очень интересно. Ведь судьба так распорядилась, что все средства массовой информации, в которых довелось работать - и «Советскую Россию», и Государственный Комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, где был председателем, и Гостелерадио СССР, и издательство «Русская книга», которые возглавлял, – я прошел «через собственный опыт». Мне есть, чему учить студентов.

Ненашев Михаил Федорович
Четвертая жизнь дома на Садово-Спасской: Московский политехнический университет
Полиграфический институт, институт печати имени Ивана Федорова (с 1997 года) в 2016 году вошел в состав Московского политехнического университета, во главе с ректором В. В. Миклушевским.
В доме № 6 на Садово-Спасской сегодня находится факультет издательского дела и журналистики, деканом которого является А. А. Столяров.
Дом на Садово-Спасской № 6. Четыре жизни. История продолжается.
Над проектом работали:
Светлана Распопова - куратор

Главный редактор - Хасанова Маргарита
Зам.редактора - Ганс Дарья
Редактор - Лобанова Арина, Пахомова Мария, Приданова Юлия

Сценаристы - Ганс Дарья, Зуев Андрей, Григорьева Анна

Журналисты - Разгильдяева Анастасия, Андрющенко Арина, Куяланскас Софья, Вагабов Динислам, Биктеева Ксения, Бугров Глеб, Архив - Иванова Владислава, Половинкина Анна, Ефремова Татьяна, Недашковская Мария, Макеева Анастасия

Техническая группа - Макаренко Арина, Жаброва Кристина, Кондратюк Алеся, Бочкова Татьяна, Носов Никита

Учебная группа 181-021 I курса МГУП им. Федорова
Москва, 2019
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website